Playhard.ru
WoW EQ2
 

Последние комментарии
Яростная акция!
Самый малюсенький мобильный телефон всего за 2300 рублей!
SSX [Mac Reveal Gameplay Trailer 58s 1280x720]
Акция "Лето начинается! "
«King of Kings 3». Короли и капуста.
Split/Second: Velocity
Prototype [opening cinematic, 1:39, mov, 960x540]
Будущее в стриминге!
Крутой звук от Creative завоевывает награды!
Crime Life: Gang Wars - Не твой криминал
Skip Navigation LinksPlayHard > Обзоры > Стальная ярость: Харьков 1942

Название: Стальная ярость: Харьков 1942
Зарубежное название: Steel Fury: Kharkov 1942
Разработчик: Graviteam
Зарубежный издатель: Discus Games
Издатель в России: Бука
Официальный сайт игры: перейти
Системные требования:
P4-2.5, 512MB RAM, 128MB 3D Card
Рекомендовано:
P4-3.0, 1GB RAM, 256MB 3D Card
Жанр: Simulator, Tank
Игра вышла: 22.11.2007
Рейтинг: 6.6

На поле танки грохотали

 В броню ударила болванка,
 Погиб наш славный экипаж,
 Четыре трупа возле танка
 Дополнят траурный пейзаж.
 
 Песня советских танкистов
 
 Когда смертельной пулей
 Судьба нас встретит в лоб,
 Да, встретит в лоб,
 Наш танк превратится
 В железный наш гроб.

 Песня германских танкистов


     Вообще говоря, танковые симуляторы - не самый частый жанр в моем игровом репертуаре. Если быть точным, то сложилось так, что я обращаюсь к этой категории игр раз в 10 лет. Ровно 20 лет назад, в 1988, это был Abrams Battle Tank - тогдашняя классика жанра, из которой выросло все танковое направление на PC, хотя по нынешним временам это ближе к аркаде, чем к симулятору. 10 лет назад я поиграл в уже куда более реалистичный Panzer Commander. И вот теперь - "Стальная ярость", что примечательно - продукт от российских разработчиков.

     Сразу же отмечу - высокого звания "симулятор" игра заслуживает в полной мере. Во всех смыслах - будь то моделирование различных систем танка и тактико-технических характеристик боевой техники, физическая модель, рельеф местности или историческая достоверность. Что касается последнего, то хочу особо похвалить авторов за то, что они не примкнули к победно-пропагандистской истерии, а показывают реальную, весьма неприглядную для советских патриотов-сталинистов правду войны: игра посвящена операции, закончившейся для Красной армии сокрушительным провалом.

     Весной 1942 года под Харьковом сложилась классическая для войн критическая ситуация, когда линия фронта принимает S-образную форму (в данном случае S получилась зеркально перевернутой, и ее нижняя, советская часть получила название Барвенковского выступа), то есть позиции противостоящих сторон вдаются друг в друга, и весь вопрос в том, кому первому удастся "срезать" выступ противника ударами с флангов, после чего покончить с оказавшимися в окружении. Причем начать раньше противника в такой ситуации хотя и полезно, но еще не значит победить. Именно так и случилось в мае 1942, когда советские войска начали наступление с Барвенковского выступа и с севера от него, из района Старого Салтова, надеясь сомкнуть клещи на Харькове, в то время находившемся под контролем германской армии. Однако из-за традиционного отечественного раздолбайства операция была плохо подготовлена, из-за чего наступление пришлось начать на восемь дней позже, чем планировалось, да плюс к тому еще не была обеспечена должная скрытность подготовительных мер. В результате германское командование успело подтянуть дополнительные силы и, несмотря на первоначальные успехи противника, через пять дней (17 мая, на день раньше по сравнению с собственными планами) начало наступательную операцию "Фридерикус I". За следующие пять дней Барвенковский выступ был благополучно срезан фон Кляйстом с юга и фон Паулюсом с севера, и 250 тысяч советских солдат и офицеров оказались в котле, прорваться из которого на восток удалось лишь 35 тысячам.

     Соответственно, в игре нам предлагаются три кампании (общей протяженностью в 30 миссий) - две за советскую сторону (наступление с юга и севера) и одна за германскую (операция "Фридерикус I"). Также имеются три обучающих миссии и четыре отдельных боевых. Для тех, кому этого мало, имеются редакторы миссий и полигонов, к которым, кстати, прилагается набор обучающих видеороликов.

     В игре представлены 34 вида боевой техники, включая танки, САУ, броневики, пушки, минометы и даже самолеты ("Ил-2" и Ju 87), а также солдаты - пехотинцы и артиллеристы, которые, кстати, ведут себя весьма реалистично - бегут в атаку, залегают и ползут, попав под обстрел, кидают гранаты, заряжают орудия и т.д.; экипажи подбитых танков также могут покидать свои машины, а кроме того, в некоторых миссиях вы можете командовать высадкой солдат с бронетранспортеров и их посадкой обратно. Однако из всего этого многообразия непосредственно вы можете управлять лишь тремя видами танков (по одному на кампанию) - советским Т-34 образца 1941 г., британским Mk.II Matilda III (созданный в рамках устаревшей концепции, рассматривавшей танки как средство поддержки пехоты, а не как самостоятельную боевую силу, он не отличался ни скоростью, ни умением преодолевать склоны, ни мощным вооружением, но зато обладал практически непробиваемой 78-мм броней; поставлялся в СССР по ленд-лизу) и основным средним танком Панцерваффе Pz-IV Ausf. F2 (Гудериан ценил эти машины даже выше появившихся позже "Пантер").

     Все три танка смоделированы достаточно детально, хотя и не без некоторых упрощений, о части коих честно сказано в документации. Так, двигатель везде запускается одинаково, по схеме, более знакомой летчикам, чем автомобилистам: отдельными тумблерами включается батарея, зажигание, а потом выжимается стартер. Это схема для карбюраторного двигателя, и в документации сказано, что для Т-34 она на самом деле не подходит, поскольку там двигатель был дизельным. Однако не сказано, что и на "Матильде" двигатели были дизельными (их там было целых два)! Зато другие особенности нашли свое отражение: у каждого танка соответствующее число передач (у тихоходной "Матильды" их 6!), и управляемость тоже разная - на Т-34 можно закладывать лихие виражи на месте, а на "Матильде" при попытке крутого поворота вы просто заглохнете. У всех танков по-разному устроены прицелы и используются разные, для каждого свои, типы боеприпасов (некоторые снаряды одного типа могут быть разных видов, это тоже переключается; для некоторых можно выбирать разные режимы стрельбы - на удар или с задержкой). По отдельности открываются люки и лючки (особенно много их у Pz-IV), улучшая обзор, но и, соответственно, увеличивая риск гибели. У каждого танка свое количество членов экипажа со своим распределением обязанностей.

     Всего мест предусмотрено пять - водителя, стрелка-наводчика, командира, заряжающего и радиста-пулеметчика, но по одному члену экипажа на каждого приходится только в Pz-IV. Экипаж Т-34 и "Матильды" - 4 человека, и некоторые функции совмещаются. Чаще всего в симуляторах машин, имеющих несколько членов экипажа, игрок может просто переключаться между ними. Здесь такой режим тоже есть (правда, почему-то считается поблажкой, которую надо опционально включать в настройках реализма), но есть и альтернативный вариант, когда вы остаетесь одним человеком и не переключаетесь, а пересаживаетесь с одного места на другое, что, естественно, занимает некоторое время (визуально процесс не отображается, просто экран темнеет на несколько секунд, а затем вы уже на новом месте; то же, кстати, происходит, когда вы выглядываете из башенного люка). Это имеет прямой смысл, когда кто-то из членов экипажа гибнет - тогда, чтобы его работа была выполнена, вам придется сесть на его место, а потом обратно (это, кстати, единственная ситуация, когда имеет смысл занимать позицию заряжающего - визуально его действия не смоделированы, он просто сидит на своем посту, но, если он убит, вам придется садиться на его место перед каждым выстрелом из пушки, а потом, если перед этим вы сидели на месте стрелка, возвращаться, чтобы произвести этот выстрел). Если убивают того персонажа, в шкуре которого вы находитесь, то миссия заканчивается, не давая вам возможности "переселиться" в другого (правда, по доброте душевной авторы пишут не "вы убиты", а "вы тяжело ранены", но фактически это то же самое).

     В роли командира вы можете не только указывать своему экипажу, куда ехать и по кому стрелять (и даже осуществлять корректировку огня - "ближе", "дальше" или "точно"), но и отдавать команды приданным вам другим машинам и пехотинцам. Можно задавать им построение и дистанцию, посылать в определенную точку (или по маршруту из нескольких точек), приказать искать укрытие или развернуться в определенную сторону; по умолчанию они следуют за вами, стараясь сохранять строй. Можно даже выбрать способ передачи приказов - по умолчанию по радио, но, если оно выведено из строя, придется делать это флажками, фарами, голосом (во всех этих случаях подчиненные получат приказ, только если они достаточно близко) или сигнальными ракетами (кончаются). К сожалению, командовать можно только всеми приданными силами разом, без возможности, скажем, организовать охват с флангов или двинуть танки вперед, а пехоту поберечь, пока не будут подавлены основные огневые точки.

     Физическая модель сделана весьма достойно. При огневом поражении, например, учитывается не только в какую часть танка какой снаряд попал, но и под каким углом (и это потом можно посмотреть в статистике). Танки адекватно ведут себя на склонах (могут и опрокинуться) и способны разрушать все подряд - валить деревья, ограды, проламывать стены, приминать гусеницами края траншей. Людей, разумеется, тоже давят. Первые миссии кампаний весьма легкие, а вот дальше жизнь быстро перестает казаться медом, и понимаешь, что тексты, вынесенные в эпиграф, родились не на пустом месте. Впрочем, если вы не поклонник суровой правды жизни, то можете серьезно облегчить себе задачу различными опциональными поблажками, вплоть до неубиваемости.

     Графика, по большей части, производит весьма приятное впечатление. Единственное, что мне не понравилось - это виды внутри башни, их качество устарело лет этак на пять (и нет возможности попереключать что-нибудь мышкой - только комбинациями клавиш). Но они - чисто декоративные. Зато снаружи и танки (вкупе с прочей техникой), и местность выглядят очень даже реалистично. Мне особенно понравилась шикарная растительность - не только вполне натуральные леса, но и густая высокая трава с цветами. Вода тоже очень правдоподобна. Хороши взрывы и разрушения. Разными могут быть погода и время суток (правда, дождь мне особо реалистичным не показался - он похож на дождь, но наблюдаемый с очень большого расстояния, а главное, нет ощущения, что все вокруг мокрое). Ну и еще придерусь к слишком одинаковым позам солдат, как живых, так и мертвых.

     А теперь о том, что практически перечеркивает все вышеперечисленные достоинства. Игра, мягко говоря, нестабильна. Уже от одного чтения readme становится страшно - столько возможных проблем там перечислено. Но даже отключение, по совету readme, всего разгона и чуть ли не всех задач в tray не спасает. Игра все равно периодически вешается, а записываться во время миссий, как вы уже поняли, нельзя. Могу предположить, что эта падучесть связана с архитектурой, при которой должны работать и взаимодействовать друг с другом два независимых процесса - сначала запускается так называемый игровой сервер, а уже он запускает саму игру. И вешается в итоге именно "сервер", но без него игра работать не может. Плюс к тому (а возможно, тут есть и связь), игра защищена абсолютно параноидальной защитой StarForce, которая проверяет диск чуть ли не при каждом действии вместо того, чтобы сделать это один раз при запуске (что тоже неприятно, но хотя бы терпимо). От этого, правда, на сайте "Буки" уже появился патч. Но после того как я его поставил, антивирус объявил, что пропатченный модуль защиты заражен вирусом vundo.gen214, он же Virtumonde, из категории adware (насильственное скачивание и показ рекламы)! Это уже, сами понимаете, полный беспредел! На момент написания этой статьи мой вопрос на сайте "Буки" по этому поводу остается без ответа. Есть и мелкие нефатальные глюки, но на фоне главных их можно уже не перечислять.

     В общем, потенциально отличная игра испорчена кривой реализацией. Не знаю, будет ли она доведена до ума, но в нынешнем виде даже та оценка, которую я ставлю - это большая натяжка.

31.12.2008 00:50, YuN

Комментарии:

Комментарии отсутствуют...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Ссылки по теме:

Скриншоты:
Показать все (130)
База игр: перейти
Новости: 13.11.2007 В печати (RU): "Стальная ярость"
Анонсы: Стальная ярость: Харьков 1942
Ролики: Стальная ярость: Харьков 1942 [trailer, 1:42, avi, 640x512, En]
Стальная ярость: Харьков 42 [ролик]
Демо-версии: Стальная ярость: Харьков 1942 [En]
Playhard.RU © 1998-2019. Все права защищены.
Использование материалов сайта - только с письменного разрешения редакции.
Горячие темы
Яростная акция! (1)

Rambler's Top100